Юридическая компания КС-Лигал
goto homesepcontacts

Юридические услуги
юридическая компания "КС-Лигал"
(831) 415-56-20
г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 37 Б
пн-сб: 9.00 - 19.00

Юридические услуги в Нижнем Новгороде

Изменена процедура принудительного прекращения прав на землю

10 июня Президентом РФ был подписан Федеральный закон, изменяющий процедуру принудительного прекращения прав на земельные участки за ненадлежащее использование последних.

Большинство положений Закона будут распространяться на лиц, обладающих земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Также предусмотрены изменения, которые коснутся арендаторов земельных участков - меняются основания для изъятия участка, но эти поправки не столь существенны.

Изменение правил обращения в суд с иском о лишении землевладельцев и землепользователей прав на земельные участки.

Сейчас для изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, необходима совокупность двух действий органов госвласти: наложение административного взыскания на нарушителя земельного законодательства и одновременное вынесение предупреждения о допущенных нарушениях (п. 3 ст. 54 ЗК РФ в действующей редакции).

После вступления Закона в силу сохранится требование, согласно которому перед обращением в суд с заявлением об изъятии участка необходимо привлечь нарушителей земельного законодательства к ответственности. Однако изменятся правила документального уведомления нарушителей земельного законодательства о возможном изъятии у них земельного участка ввиду его ненадлежащего использования. Вместо "предупреждения о допущенных земельных правонарушениях" органы, осуществляющие государственный земельный надзор, должны будут направлять нарушителям "предписание об устранении выявленных нарушений" с указанием сроков их устранения.

Отличие двух данных документов состоит в следующем. В действующей редакции ст. 54 ЗК РФ подробно указано, какие сведения должны содержаться в предупреждении, и определено, что форма предупреждения устанавливается Правительством РФ. Положения этой же статьи в редакции Закона обязывают только указывать в предписании срок на устранение выявленных нарушений. Что касается формы предписаний, то она будет утверждаться не Правительством РФ, а федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что этим нормы Земельного кодекса РФ будут приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 данного Закона должностные лица в ходе проведения проверок уже сейчас обязаны выдавать обязательные предписания об устранении выявленных нарушений. Отметим, что на практике встречаются случаи, когда указанные органы при выявлении правонарушений выносили только такие предписания, но не выносили предупреждений, предусмотренных действующей ст. 54 ЗК РФ. Суды в таких случаях отказывали в иске об изъятии земельных участков (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2011 по делу N А56-58776/2010).

Вся остальная процедура останется неизменной. Основанием для изъятия, как и сейчас, будет неустранение выявленных нарушений в установленный срок. Решение об изъятии земельного участка суд по-прежнему будет принимать по заявлению органа, осуществляющего предоставление земельного участка (но не органа, выявившего нарушения).

Отметим, что к настоящему времени в судебной практике сложилось единообразное применение норм об изъятии земельных участков за нарушения земельного законодательства. Арбитражные суды прекращают права на земельные участки, только если была полностью соблюдена процедура, описанная в ст. 54 ЗК РФ (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 по делу N А49-764/2011).

В случае нарушения соответствующих правил арбитражные суды отказывают в иске о прекращении права на земельный участок. Нужно отметить: обязанность доказать, что процедура изъятия земельного участка была соблюдена, лежит на заявителе. Во многих случаях заявители не могут этого сделать, поэтому арбитражный суд не удовлетворяет требование об изъятии земельного участка (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2012 по делу N А70-11393/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2011 по делу N А01-1453/2010).

Новые основания для изъятия земельных участков

Если Закон будет принят, изменятся основания для принудительного прекращения прав аренды, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком. Соответствующие поправки вносятся в ст. ст. 45 и 46 ЗК РФ.

В отличие от предусмотренных действующей редакцией Земельного кодекса РФ основания для принудительного прекращения права аренды земельного участка будут такими же, как и для принудительного прекращения иных названных выше прав.

Новые основания для принудительного прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком в целом похожи на действующие, однако несколько отличаются от них.

Например, будет исключено такое основание для привлечения к ответственности, как неустранение отдельных нарушений земельного законодательства, совершенных умышленно.

В частности, Земельный кодекс РФ относит к таким правонарушениям систематическую неуплату земельного налога. Таким образом, земельный участок по данному основанию нельзя будет изъять, а к землевладельцу, землепользователю можно будет применять меры ответственности, установленные налоговым законодательством (ст. 122 НК РФ), законодательством об административных правонарушениях (к примеру, ст. 15.5 КоАП РФ), уголовным законодательством (ст. ст. 198 и 199 УК РФ).

Еще одно правонарушение, которое сейчас может повлечь принудительное прекращение прав на земельный участок, - нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий и объектов (земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения и др.), а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

В Земельном кодексе РФ в редакции Закона это основание отсутствует, однако в нем содержатся три новых основания:

Для отдельных категорий землевладельцев и землепользователей прекращение прав на земельные участки возможно по решению органа государственной власти или местного самоуправления.

В Законе установлена упрощенная процедура изъятия ряда земельных участков. Без обращения в суд, только по решению органа госвласти или местного самоуправления, предоставившего участок, могут быть изъяты земельные участки, предоставленные государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений). Основание для изъятия по упрощенной процедуре - ненадлежащее использование земельного участка (подп. 1 п. 1 ст. 54 ЗК РФ в редакции Закона).

Порядок принятия такого решения установит Правительство РФ, а до этого момента перечисленные выше земельные участки будут изыматься по общему правилу - через суд.

Вы всегда сможете получить грамотные юридические консультации и необходимую правовую поддержку по всем возникающим у Вас вопросам в юридической компании КС-Лигал, по телефону (831) 415-56-20.

Яндекс.Метрика